Описание категории новости
Минпромторг предложил устранить ограничения при оплате утильсбора на автомобили, импортируемые в Россию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующий проект постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Предложенные изменения исключат препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке ЕАЭС.
В ведомстве напомнили, что с 1 апреля 2024 года Минпромторг публикует перечень моделей автомобилей, который формируется ФТС России, исходя из средней стоимости автомобиля. Перечень регулярно обновляется и охватывает широкий спектр моделей. Так, в перечне от 21 января 2025 года указано 122 марки и модели автомобилей с нижней границей их средней стоимости.
Предлагаемая донастройка регламентирует механизм уплаты утильсбора в отношении тех автомобилей, которые отсутствуют в перечне ФТС. Хотя такие случаи не носили массовый характер, для них разработали индивидуальную процедуру расчета суммы утилизационного сбора. Возможность оплаты утильсбора позволит корректно оформлять и ставить на учет иномарки, даже если они не указаны в перечне ФТС в редакции, действующей на момент ввоза.
В РФ начнут блокировать ввезённые по параллельному импорту внедорожники Rox 01. Китайский концерн Simomach объявил о внедрении системы контроля для автомобилей, не предназначенных для определённых рынков. Как говорится в сообщении, поступившем в редакцию Quto.ru, все машины, которые ввезены в нашу страну по «серой» схеме после официального старта продаж в России, будут заблокированы.
«С началом продаж в России Rox внедрил систему контроля для автомобилей, не предназначенных для локального рынка. В случае обнаружения таких автомобилей за пределами Китая отключаются все мультимедийные экраны с рекомендацией обратиться к дилерам», — отметили в компании.
Отдельно уточняется, что ограничения не коснутся машин, которые были ввезены на территорию России до декабря 2024 года.
Напомним, официальные продажи Rox 01 стартовали на российском рынке в феврале 2025 года. Модель длиной 5050 мм и колёсной базой, равной 3010 мм, выпускается в исполнении с шестью или семью посадочными местами.
В движение внедорожник приводит 476-сильная гибридная силовая установка, в которой 1,5-литровый турбомотор выполняет роль генератора для подзарядки тяговой батареи. Разгон модели до «сотни» занимает 5,5 секунды, а суммарный запас хода машины достигает 1 338 км.
Ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, продлят еще на полгода — с 1 марта до 31 августа, сообщили РБК два источника, знакомых с результатами совещания, прошедшего 20 февраля у вице-премьера Александра Новака. Производители бензина, соответственно, сохранят исключение из эмбарго и по-прежнему смогут осуществлять зарубежные поставки.
РБК направил запрос в секретариат вице-премьера.
По словам одного из собеседников, на совещании было отмечено, что ситуация на рынке в настоящий момент стабильна, а продление ограничений направлено, в том числе, на борьбу с серыми экспортерами. К ним относят компании, которые закупают топливо на внутреннем рынке по сниженной за счет демпферного механизма цене, а затем отправляют его на экспорт. Демпфер, в свою очередь, был введен для нивелирования влияния внешнеэкономических и геополитических факторов на стоимость топлива в России. Если экспорт становится для нефтяников более выгодным, то государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям через демпферные выплаты и наоборот.
Кроме того, на совещании было высказано мнение о необходимости повышения приоритета нефтеналивных грузов при перевозке по железной дороге до третьей очереди согласно Правилам недискриминационного доступа (ПНД). Это целесообразно для сохранения цен на стабильном уровне в весенне-летний период. С 1 января нефтепродукты транспортируются в шестой очереди и ниже, тогда как с марта 2024 года их временно переносили в третью в рамках мер по стабилизации рынка топлива.
О том, что Минэнерго предлагает сохранить действующие ограничения на экспорт бензина и исключения для производителей еще на полгода, 17 февраля сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В пресс-службе министерства эту информацию не комментировали.
При этом в феврале замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев говорил, что ведомство готово инициировать обсуждение запрета для производителей на экспорт бензина сроком на месяц. Заявление ФАС было сделано на фоне роста биржевых цен на топливо с конца января. Впрочем, эту динамику Королев называл коррекционной и объяснял удорожание бензина «восстановительным спросом после снижения количества торговых сессий в январе». В ФАС также отмечали, что на розничном сегменте это никак не отразилось.
В Минэнерго после этого заявляли, что ежедневно мониторят внутренний рынок топлива и при необходимости может быть принято решение о запрете экспорта бензина.
Новак после этого сообщал, что правительство вместе с Минэнерго проанализирует инициативу ФАС. «Мы будем смотреть, принимать решения, связанные с защитой нашего внутреннего рынка, это требует значительного анализа», — сказал он (цитата по ТАСС).
Однако после заявлений Федеральной антимонопольной службы биржевые котировки перешли к снижению. Бензин АИ-92 с тех пор подешевел на 7% — до 52,8 тыс. руб. за т, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Марка АИ-95 при этом потеряла в цене 5%, опустившись до отметки 56,6 тыс. руб. за т.
В этот же период, как сообщало агентство Reuters, к работе вернулись несколько российских НПЗ после кратковременной внеплановой приостановки.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен для всех с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной, на период высокого летнего спроса. Затем меру приостанавливали для производителей и вновь возобновили в конце лета. С 1 декабря запрет на экспорт бензина для производителей вновь был отменен, но сохранен для остальных.
Текущая конфигурация работы внутреннего рынка делает запрет на экспорт бензина для непроизводителей логичной и правильной мерой, прокомментировал РБК Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «Пока существует демпфер, пока поставки на внутренний рынок субсидируются, субсидировать экспорт неправильно», — сказал он. При этом в случае возникновения проблем на внутреннем рынке правительство, чтобы защитить потребителей, сможет оперативно ограничить возможность поставок за рубеж и для производителей нефтепродуктов, уверен Дьяченко.
«В текущий момент, с учетом биржевых котировок и уровня спроса, я думаю, что каких-то заметных изменений ожидать не стоит», — говорит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». Он считает, что уже в марте—апреле по ситуации на рынке станет ясно, необходимо ли принимать дополнительные меры.
/ТАСС/. Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн. Об это заявил руководитель федерального центра "Агроэкспорт" Илья Ильюшин на международной конференции Dairy session 2025.
"Потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году мы оцениваем свыше $140 млн. Всего экспорт российской молочной продукции в 2030 году мы оцениваем на уровне более $730 млн, почти на 70% выше уровня прошлого года. В число перспективных направлений, помимо наших традиционных рынков, входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии", - сказал Ильюшин.
Он подчеркнул, что по итогам 2024 года экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 19%, в том числе поставки сыра увеличились на 26%, молока - на 39%, сухого молока - на 15%.
Ильюшин отметил, что российская молочная продукция поставляется в 67 стран. "Традиционно мы экспортировали молочку на ближние рынки государств постсоветского пространства. Однако в прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай - на 60%, в Монголию - на 31%", - рассказал эксперт.
ПАИ. 110 партий животноводческой продукции в количестве 2,7 тысячи тонн отправили на экспорт из Псковской области в семь стран мира за январь, сообщили ПАИ в пресс-службе Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора.
Предприятия-производители в наибольшем объёме отправили 72 партии свинины, 27 партий свиных субпродуктов и одну партию готовой продукции из свинины общим весом 2,69 тысячи тонн во Вьетнам, Гонконг, Китай, Грузию, Сербию и Азербайджан, восемь партий охлаждённой рыбы и рыбопродукции в количестве почти 7,9 тонны в Эстонию, а также две партии рыбных консервов в Грузию и Азербайджан.
Экспорт по общему объему в январе этого года вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (912 тонн), уточнили в пресс-службе.
Товарооборот между Россией и Бразилией достиг $12 млрд, что является прогрессом. Об этом 10 февраля «Известиям» рассказал посол РФ в Бразилии Алексей Лабецкий.
«По бразильской статистике, действительно мы достигли этой суммы в $12 с лишним млрд нашего двустороннего товарооборота. И это явный прогресс. Этот явный прогресс хорошо ощущается на фоне попыток санкционировать нашу экономику после начала специальной военной операции», — отметил он.
По его словам, рыночные принципы на международной арене работают лучше, чем санкционные незаконные действия. Лабецкий рассказал, что более 30% бразильского рынка удобрений поставляются из РФ, что является основой российско-бразильского товарооборота.
«Бразилия сегодня — это аграрно-индустриальная супердержава, и сохранить высокие темпы развития производства аграрного сектора возможно только, скажем так, поддерживая производительность земли, культур», — добавил посол.
Вторым сектором по объему торговли, по его словам, является топливо, прежде всего дизельное. При этом он отметил, что базовая задача в области инвестиций — это диверсификация товара, пояснив, что она основывается на знании и понимании новых рыночных реалий в обеих странах.
«Работать по принципу, которые были, ну скажем так, правильными 20–25 лет назад, сегодня, мне кажется, бесперспективно. В этом деле должны органично сочетаться проекты, которые субсидируются и поощряются государством, проекты частного сектора», — уточнил Лабецкий.
Кроме того, он отметил хорошие перспективы по торговле по линии госкорпорации «Росатом», а также в ряде других областей.
/ТАСС/. Доля России в индийском оружейном импорте за период с 2015 по 2025 год превысила 30% от общего мирового объема. Об этом на международной выставке Aero India 2025 в Бангалоре сообщил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
"Индия много лет подряд занимает значительную часть как в портфеле заказов, так и в поставках российской продукции военного назначения по линии "Рособоронэкспорта". За период с 2015 по 2025 год доля России в индийском оружейном импорте превысила 30% от общего мирового объема", - сказал Михеев.
В январе 2025 года в Россию было ввезено 31,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это в два раза меньше, чем в том же месяце прошлого года, сообщает аналитическое агентство «Автостат» 7 февраля. При этом показатель ввоза легковых автомобилей с пробегом год к году почти не изменился и составил 19,4 тыс. машин (–2%).
«До повышения утилизационного сбора (осенью) было ввезено автомобилей с избытком. И в данный момент не имеет смысла импортировать автомобилей больше, так как рынку это не требуется», — объяснили аналитики.
Лидером по объему импорта среди новых легковушек стал бренд Haval, а из моделей чаще всего ввозили кроссовер Omoda С5. Среди подержанных автомобилей лидирует бренд Toyota, а среди моделей — Honda Freed.
Отмечается, что 91,6% всех новых легковых машин, ввезенных в январе, прибыло в РФ из Китая. На Белоруссию и Киргизию пришлось по 2,4% импорта, а Казахстан занял всего 0,6%. По мнению аналитиков, альтернативный импорт в Россию через другие страны сильно сократился и сведен к минимуму.
Из Японии в январе было ввезено 53,2% всех подержанных легковых автомобилей, большинство — модели с небольшим объемом двигателя. На втором месте по доле импорта оказалась Южная Корея (16,6%), следом идет Китай (16,4%), которого год назад не было и в десятке стран-лидеров в этом рейтинге.
ПРАЙМ. России и Эквадору, несмотря на незаконные санкции Запада, удалось нарастить товарооборот в 2024 году, сообщил в интервью РИА Новости посол РФ в этой латиноамериканской стране Владимир Спринчан.
"Что касается российско-эквадорского товарооборота в 2024 году, то можно с удовлетворением констатировать, что, вопреки незаконным экономическим санкциям в отношении России, нашим странам удалось в очередной раз не только избежать существенного снижения объёмов взаимной торговли, но даже слегка его увеличить", - сказал дипломат.
Так, по данным ФТС России, за первые три квартала 2024 года рост составил 1,8%, несмотря на то, что большинство традиционных российских экспортных товарных позиций по-прежнему подпадают под западные санкционные ограничения. При этом поставки из Эквадора выросли на 2%, преодолев в денежном исчислении отметку в 1,5 миллиарда долларов. Российский экспорт в эту страну составил 150 миллионов долларов, увеличившись на 0,6%.
"Вместе с эквадорскими партнёрами работаем над выравниваем дисбаланса во взаимной торговле... Приятно осознавать, что по объёму несырьевого экспорта Россия по-прежнему занимает у эквадорцев четвёртое место после Китая, США и ЕС в целом", - подчеркнул Спринчан.
/ТАСС/. Россия в 2024 году сократила импорт рыбы и морепродуктов из Индии в физическом выражении на 10%, до 20 тыс. тонн, в денежном - на 20%, до $130 млн. Об этомсообщили в Рыбном союзе.
"Российский импорт рыбы и морепродуктов из Индии в 2024 году снизился к рекордному 2023 году на 10% в весе - до 20 тыс. тонн и сократился на 20% в деньгах - до $130 млн", - говорится в сообщении.
В том числе импорт мороженой креветки ваннамей, которая является ключевой статьей индийских поставок в Россию, снизился на 10% в натуральном выражении - до 18 тыс. тонн и на 15% в денежном выражении - до $120 млн. Импорт варено-мороженых креветок ваннамей в Россию в прошлом году в физическом выражении сократился на 50%, до 0,5 тыс. тонн.
Кроме того, из Индии Россия импортирует небольшие объемы тигровых креветок, рыбного фарша, омаров, осьминогов и каракатиц, рассказали в союзе.
Таможня Финляндии начнёт реорганизацию своей структуры на фоне ситуации с закрытой границей России, сообщил глава ведомства Сами Ракшит.
Сотрудники таможни уже долгое время живут в условиях неопределённости: грузопоток и движение на погранпереходах из-за санкций сократились ещё до её закрытия, пишет Ilta-Sanomat.
На время закрытия границы с Россией в Финляндии хотят усилить таможенный контроль там, где "существуют наибольшие риски": в аэропорту Хельсинки-Вантаа, в портах Южной Финляндии и на границе со Швецией при перевозках внутри ЕС.
Глава таможни отметил, что реорганизация ведомства предполагает сохранение численности персонала — на случай, если правительство всё же решит открыть границу с РФ.
В середине апреля финское правительство продлило решение о закрытии границы с Россией на неопределённый срок.
Как и ранее, на границе оставлен работающим железнодорожный пункт пропуска Вайниккала, через который в Финляндию по-прежнему следуют грузовые поезда из России.
Из-за закрытой границы в Восточной Финляндии перестал быть приоритетом ремонт автомобильных дорог, так как поток машин на границе значительно сократился.
РИА Новости. Новые санкции против России, предлагаемые Еврокомиссией, предусматривают запрет экспорта в РФ ряда химикатов и комплектующих, сообщает газета Financial Times.
Ранее издание Politico со ссылкой на источники отмечало, что Еврокомиссия может во вторник предложить новый, 17-й, пакет санкций против России. В него войдут физические и юридические лица, а также танкеры, однако не будут добавлены новые наименования товаров из-за возможных разногласий европейских стран.
"Этот пакет санкций также добавляет к списку запрещенного в Россию экспорта несколько товаров двойного назначения... например, химикаты и компоненты станков", - говорится в сообщении издания.
Газета уточняет, что в проекте санкций Еврокомиссии при этом содержится призыв освободить от них проект "Сахалин-2" до июня 2026 года.
В России не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны.
Президент РФ Владимир Путин отмечал, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей. В самих западных странах не раз звучали мнения, что санкции неэффективны.
РИА Новости. Для Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) наиболее выгодно упрощение таможенных процедур между странами-участницами, стимулирование электронной коммерции и транспортных связей, заявил РИА Новости генеральный секретарь организации Нурлан Ермекбаев.
"В текущих реалиях видится более перспективным сосредоточивать усилия организации на упрощении торговых и таможенных процедур, стимулировании электронной коммерции и транспортной взаимосвязанности, формировании благоприятных режимов для совместной инвестиционной деятельности, деловых контактов и туристических потоков", - сказал он РИА Новости.
Как отметил генсек, одной из основополагающих целей организации является "создание условий для постепенного перехода к свободному движению товаров, капиталов и услуг". При этом Ермекбаев подчеркнул, что на сегодняшний день ШОС не ставит целью экономическую интеграцию "в ее классическом понимании, в том числе путем создания полноценной зоны свободной торговли".
Ермекбаев также обратил внимание на распространенное среди стран ШОС и экспертов мнение, что развитие организации сдерживает отсутствие своих механизмов финансирования проектной деятельности. По его словам, идея создания банка развития ШОС обсуждается уже давно.
"Это трудоемкий процесс, требующий тесной политической координации и планирования, тщательной разработки правовой базы и системы регулирования, учета потребностей сторон и развития ситуации на глобальных финансовых рынках. Пока могу лишь с определенной долей оптимизма констатировать то, что в период текущего председательства Китая в нашей организации эксперты государств-членов заметно активизировали переговоры по выработке взаимоприемлемой формулы", - сообщил он.
АиФ-Москва. Еврокомиссар от Венгрии по вопросам здравоохранения и ветеринарии Оливер Вархейи выступил с процедурным возражением против предложения о полном отказе от импорта российского газа. Об этом сообщает издание Politico, ссылаясь на инсайдеров в Еврокомиссии.
Источники утверждают, что большинство членов комиссии восприняли шаг Вархейи как политически мотивированный, связывая его с энергетическим курсом венгерского премьер-министра Виктора Орбана, который известен своей мягкой позицией по отношению к Москве.
В связи с поступившим возражением обсуждение инициативы должно быть продолжено до проведения голосования. Тем не менее, как отмечает Politico, это вряд ли повлияет на итоговое принятие плана.
Россельхознадзор фиксирует увеличение числа случаев выявления фитосанитарных нарушений в импортируемой из Турции в Россию растительной продукции, сообщило ведомство.
"Россельхознадзор фиксирует увеличение количества случаев обнаружения карантинных объектов в импортируемой из Турции в Россию растительной продукции и ввозе в страну небезопасных плодоовощных товаров в фитосанитарном отношении", - говорится в сообщении.
Россельхознадзор также сообщает, что обо всех случаях ведомство информировало турецкую сторону и просило провести официальное расследование по всем фактам выявлений и принять срочные корректирующие меры. "Однако информация о расследованиях и установленных мерах поступает от компетентного ведомства Турции нерегулярно", - говорится в сообщении. Уточняется, что такие нарушения могут свидетельствовать о недостаточной эффективности турецкой системы по обеспечению фитосанитарной безопасности поставляемой в Россию продукции.
Так, с начала 2025 года в импортируемых из Турции в Россию цитрусовых, перцах, томатах, гранатах, кабачках и грушах было выявлено 184 случая обнаружения карантинных для стран - членов ЕАЭС объектов.
Кроме того, в ходе проведения российским ведомством мониторинга безопасности ввозимой растительной продукции на остаточное содержание в ней действующих веществ пестицидов и нитратов в 2024 году были исследованы образцы от 1 664 партий турецких товаров. В результате 104 партии (6,25%) не соответствовали требованиям российского законодательства. Наиболее часто несоответствия выявлялись в винограде - 23,42%, кабачках - 21,28%, черешне - 15,51%, яблоках - 11,59%, подчеркнули в Россельхознадзоре.
Турция является крупнейшим по объемам и ассортименту поставщиком плодоовощной продукции на российский рынок. Ежегодно из Турции в Россию поступает 1,2-1,5 млн тонн фруктов и овощей, что составляет порядка 13% от общего объема российского импорта. Ключевыми группами ввозимых из Турции в РФ культур являются цитрусовые, косточковые, семечковые, виноград и гранаты, из овощных культур - баклажаны, кабачки, перец и томаты.
По данным международной статистики ООН и национальных ведомств, Китай в 2024 году стал третьим по объемам поставок мяса в Россию, уступая только Белоруссии и Бразилии, сообщает РИА Новости.
«Рост китайского экспорта оказался впечатляющим — за год Пекин нарастил поставки мясной продукции в РФ почти в четыре раза», — отмечают аналитики, изучавшие данные системы Comtrade.
Общий объем российского импорта мяса по итогам прошлого года составил около 2,2 миллиарда долларов. Традиционный лидер — Белоруссия — увеличила поставки на 15%, обеспечив 56,5% всего ввозимого в страну мяса. Бразильский экспорт также показал значительный рост — плюс 30% к предыдущему периоду, что позволило закрепиться на втором месте с долей 18,1%, — уточняют эксперты.
Особый интерес вызывает динамика поставок мяса птицы из КНР, где зафиксирован пятикратный рост. Однако латиноамериканские производители пока сохраняют доминирующие позиции в этом сегменте, — подчеркивают в отрасли. Вместе с Белоруссией Бразилия, Парагвай и Аргентина остаются ключевыми игроками на российском рынке».
Экономисты связывают эти изменения с перестройкой логистических цепочек и поиском альтернативных поставщиков. «Китай демонстрирует гибкость и готовность заполнять возникающие ниши, что соответствует общей динамике российско-китайского экономического сотрудничества», — заключают аналитики.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7