Суббота 23 января 2021 13:21
Москва
Париж
Токио
27 ноября президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  Опубликовано: 30.11.10

Период законодательного вакуума применительно к таможенному делу в России наконец-то закончился: 27 ноября президент Россиии Дмитрий Медведев подписал закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Он приводит российские особенности администрирования в этой сфере в соответствие с уже действующими положениями таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Документ разработан в связи с принятием так называемого верхнего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), который является неотъемлемой частью договора, подписанного 27 ноября 2009 года главами государств России, Беларуси и Казахстана и вступившего в силу с 1 июля текущего года. Он приводит национальное законодательство в соответствие с положениями ТК ТС. Документ необходим для расшифровки содержащихся в нем 300 отсылочных норм и для установления правил регулирования в таможенной сфере, переданных на национальный уровень.

Принятый закон, как поясняют специалисты, определяет основные правила перемещения через таможенную границу РФ внешнеторговых товаров и транспортных средств, а также порядок их перевозки по территории РФ под таможенным контролем. Также утверждаются правила определения страны происхождения товара и порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования ТС. Для минимизации различных негативных явлений, которые могут возникнуть в процессе формирования ТС, и противодействия им Президенту и Правительству РФ предоставляется возможность введения определенных мер таможенного регулирования. При этом оговаривается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов.

Законом урегулировано порядка 300 отсылочных норм, которые были указаны в ТК ТС. Он также закрепляет принципы организации деятельности таможенных органов, их функции и обязанности, места нахождения, время работы, ответственность. В документе закреплены основные принципы перемещения товаров при ввозе в РФ и вывозе из нее, перевозки по территории РФ под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования ТС. Законом также устанавливаются требования к таможенным перевозчикам, представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и другим организациям. Также предусматривается возможность централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов. Для этого их плательщик должен будет заключить с ФТС России соответствующее соглашение. В этом случае сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных в течение года, должна составлять от 50 до 100 млрд рублей.

В рамках принятого закона прописаны меры, направленные на реализацию ключевых задач по модернизации российской экономики и поддержке высокотехнологичных и инновационных производств. Для этого предполагается упростить процедуры при экспорте высокотехнологичного оборудования и импорте комплектующих, используемых для его создания. Кроме того, при общем сохранении качества и эффективности осуществления таможенного контроля минимизируется административная нагрузка для производственных предприятий, которые в соответствии с принятым законодательством получат статус уполномоченных экономических операторов. Также определяется облегченный порядок международного обмена научными и коммерческими образцами, ввоза запасных частей для ремонта транспортных средств иностранного производства.

Следует отметить, что закон по-новому регламентирует работу таможенных органов и их должностных лиц. В частности, одна из статей предусматривает применение ими физической силы. Теперь таможенники имеют право прибегнуть к ней для пресечения нарушения и задержания нарушителя, для преодоления противодействия законным требованиям, а также для воспрепятствования доступа в помещения и на территории, где имеется товар, находящийся под таможенным контролем. В принятом законе также прописано обязательное проведение ФТС России консультаций с бизнесом перед принятием службой каких-либо ведомственных документов.

Разногласия сняты

Напомним, что указанный закон рождался в жарких спорах и дискуссиях, в которых активное участие принимали депутаты, представители различных министерств и ведомств, а также непосредственные участники внешнеторгового процесса – экспортеры и импортеры товаров, их перевозчики и декларанты, иные заинтересованные лица. По словам директора департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития Андрея Точина, при подготовке документа ко второму чтению были полностью сняты имевшиеся разногласия между Минэкономразвития и ФТС России, а также подробно обсуждены все поправки, предложенные депутатами. Таким образом, отметил Андрей Точин, документ обеспечивает «хороший уровень баланса интересов участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов», а также позволяет развивать его и в дальнейшем, облегчая взаимодействие таможни и бизнеса и совершенствуя таможенные технологии.

Основные изменения, которые произошли с текстом законопроекта ко второму чтению, заключаются в том, что множество отсылочных норм заменили нормами прямого действия, раскрытыми в данном документе. Тем не менее после его принятия ряд вопросов будет вынесен на рассмотрение на уровне Правительства РФ и потребует принятия соответствующих правительственных подзаконных актов. Кроме того, имеются некоторые вопросы, в основном технического характера, которые отнесены к компетенции таможенных органов. По этому поводу эксперты уже высказали опасения, что это может привести к росту злоупотреблений со стороны сотрудников таможни. Андрей Точин считает, что «теоретически любое ведомственное полномочие может быть основанием для злоупотреблений, однако чем больше по характеру это полномочие будет техническим, тем меньше будет злоупотреблений».

При этом директор департамента отметил, что документ предусматривает либерализацию условий взаимодействия с таможней, в частности, для поставщиков нефти и газа трубопроводным транспортом. Так, законопроект учитывает пожелание российского газового холдинга ОАО «Газпром» освободить поставщиков газа от обеспечения уплаты таможенных платежей (аванса) при вывозе газа в подземные хранилища, расположенные за границей. В целом же обеспечение по уплате таможенных платежей для поставщиков нефти и газа по трубопроводам будет применяться к «злостным нарушителям» или к должникам по таможенным платежам.

На все случаи жизни

Специалисты отмечают, что в принятом законе закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Россию и вывозе из нее, перевозке по территории РФ под таможенным контролем, устанавливаются правила определения страны происхождения товара, а также порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза. Кроме того, определяются сроки выпуска товара: он должен быть выпущен в течение двух дней со дня регистрации декларации (ранее - 3 дня), а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, - в течение 4 часов. В то же время с 1 года до 3 лет продлен срок таможенного постконтроля ввезенных товаров. При этом ТК ТС дает государствам — членам Союза возможностью сделать его еще более длительным. Данную норму бизнес оценивает неоднозначно.

Аналогично он воспринял сообщение о расширении полномочий таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Статьей 308 закона им дается право без заявления правообладателя на срок до семи дней приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками, не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (в международной терминологии это режим ex officio). Подобного права таможня безуспешно добивалась много лет — принятие данной статьи также стало возможным благодаря общей норме, появившейся в тексте ТК ТС.

Еще одно новшество — поднятие полномочий по определению порядка создания и ликвидации таможенных постов с уровня ФТС России до Правительства РФ. По замыслу Минэкономики, это должно уберечь бизнес от внезапной ликвидации данной категории таможенных органов и следующих за этим логистических проблем. Чем такие ситуации могут обернуться на практике, в полной мере нынешней весной познали на Северо-Западе. Напомним, что здесь практически одновременно без видимых на то причин прекратили свою деятельность два самых крупных в регионе поста, которые были расположены на наиболее современных таможенно-логистических терминалах.

В закон не вошло и требование ФТС России об обязательном представлении уже с 1 января 2011 года таможенных деклараций исключительно в электронном виде. По плану эта норма заработает не ранее 2014 года. Также появился закрытый перечень товаров, по которым таможенные органы не могут требовать обеспечения платежей. Установлено, что размер сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может быть более 100 тыс. рублей. При этом до 1 октября 2011 года таможенные сборы будут уплачиваться по установленным ранее ставкам.

Представители делового сообщества считают, что принятие закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», несмотря на его несовершенство и оставшиеся к нему претензии, - в целом правильный и положительный шаг. Лучше иметь несовершенное законодательство, чем вообще никакого. Именно такая ситуация сложилась в последнее время в сфере таможенного дела: из-за начала функционирования Таможенного союза прежний закон фактически прекратил свое существование, а новый не был принят. Теперь появился реальный шанс, что с января 2011 года участники ВЭД и таможенники начнут действовать по легализованным правилам.

Судя по тому, что документ практически без проблем и проволочек прошел в Госдуме второе и третье чтения, его авторам действительно удалось устранить имевшиеся межведомственные разногласия и прийти в этом вопросе к общему знаменателю. Напомним, что поначалу планировалось, что данный документ будет принять еще к 1 июля – дате начала функционирования Таможенного союза. Однако этого не произошло. Дело в том, что предложенный первоначальный вид документа в случае его принятия, как считают эксперты, создал бы для бизнеса множество проблем, поскольку он серьезно противоречил вступившему в действие 1 июля Таможенному кодексу ТС - главному документу Таможенного союза. Кроме того, в законопроекте было достаточно нестыковок и порядка 300 отсылочных норм, из-за которых пришлось бы создавать множество различного рода подзаконных актов. Так что бизнесу пришлось бы работать в очень непростых условиях. Отметим, что особенно острые споры вызывала норма, по которой ФТС России предлагалось согласовывать с Минэкономики большую часть своих нормативных актов. Чтобы избежать этого, таможня согласилась на включение основной части норм, которые министерство хотело согласовывать, в текст закона.

Как утверждают аналитики, в дошедший до второго чтения вариант вошло 345 поправок, хотя их было заметно больше. Остальные отклонил профильный комитет Госдумы. Бизнес же, который должен работать, основываясь на конкретных требованиях таможенного законодательства, до сих пор вынужден ориентироваться на постоянные разъясняющие письма ФТС России. Из-за этого ситуация на внешнеторговом рынке усложнилась, у участников ВЭД вполне оправданно появилось ощущение нестабильности, что заставляло их тормозить до лучших времен многие сделки, долгосрочные проекты, в том числе инвестиционные.

Требуется доработка

При этом у специалистов нет никаких сомнений, что практически на следующий день после вступления нового закона в действие нужно будет начинать разработку поправок, которые потребуется спешно вносить в текст документа, иначе ни таможня, ни бизнес не смогут нормально и эффективно работать. Поскольку в данном документе единовременно сошлось слишком много интересов, эксперты убеждены, что за столь короткий срок, который был отведен на его создание, не стоило рассчитывать на получение максимально непротекционистского и уравновешенного закона. Поэтому специалисты склонны говорить о том, что сегодня все участники процесса с большой степенью вероятности получили своеобразный mix, представляющий собой смесь не всегда согласующихся друг с другом составляющих, для притирки которых еще потребуется затратить достаточно много сил и средств. Как все будет происходить – покажет практика.

Как уже сообщалось ранее, появилась очень важная для околотаможенного бизнеса новация - институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Это принятая практически во всем мире норма. Она предусматривает, что добропорядочные, с точки зрения таможни, российские компании, участники ВЭД после получения данного статуса могут рассчитывать на применение в отношении них упрощенного таможенного оформления. Так, благодаря этому компании смогут выпускать товары до подачи декларации и доставлять импортируемые грузы на свою площадку, не помещая их на склады временного хранения. Однако эксперты сразу предупреждают, что у нас УЭО будет немного. В этом убежден и глава ФТС России Андрей Бельянинов, в свое время утверждавший, что статус уполномоченных смогут получить «полтора-два десятка компаний». При этом неофициально таможенники признаются, что они не в восторге от появления категории избранных компаний, однако с данной новацией ФТС России не спорила — она предусмотрена ТК ТС.

Уже отмечалось, что прохождение законом согласования в Госдуме сопровождалось жаркими дебатами заинтересованных сторон. Доходило до того, что несколько поправок, по которым ведомства определялись до самого последнего момента, было вынесено на отдельное голосование. Это, в частности, произошло с порядком участия объединений бизнеса в процессе регулирования таможенной деятельности. Как пояснил на заседании заместитель главы Минэкономики Андрей Слепнев, спор шел о том, какое ведомство установит порядок консультаций ФТС России с такими объединениями. В итоге решено, что это сделает сама служба по согласованию с организациями, которые правительство определит в качестве представителей участников внешней торговли. «Ранее нормы об участии общественных организаций в данном процессе не было, и это один из положительных моментов закона», — пояснил представлявший проект заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.

При этом практически все заинтересованные стороны признают, что вышедший закон с учетом внесенных в его первоначальный вариант нескольких сотен поправок стал заметно ближе к нуждам рынка, чем это было четыре месяца назад, когда дебаты по тексту были в самом разгаре. Сегодня можно с определенной долей осторожности говорить о наличии некоей согласованности интересов таможни и бизнеса, при этом, естественно, пока говорить об их гармонии не приходится.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

"Таможенные новости"

вернуться к списку
   
Адрес: 141407,Московская обл, Химки,ул.Авиационная,вл.8,оф.206
Тел.:+7 (495) 984-24-99
E-mail: info@cnlog.ru
© 2011-2021. Все права защищены