Описание категории новости
FINMARKET.RU - Объем экспортных поставок "АвтоВАЗа" в 2024 году планируется на уровне 20 тыс. автомобилей, в 2025 году - в 1,5 раза больше, сообщил в среду журналистам президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов в кулуарах Транспортной недели.
"По итогам 2022-2023 годов экспорт у нас упал практически до нуля, в тот период было поставлено буквально несколько тысяч автомобилей. Сейчас, несмотря на усиливающееся санкционное давление, мы наращиваем объемы и планируем выйти на планку около 20 тыс. автомобилей по итогам 2024 года", - сказал Соколов журналистам, отметив, что в "АвтоВАЗе" довольны темпом восстановления экспорта.
Основными направлениями поставок, по его словам, были традиционные для "АвтоВАЗа" рынки ближнего зарубежья, в том числе Белоруссия, Узбекистан и Казахстан.
"Если говорить о прогнозах по экспорту на 2025 год, мы планируем как минимум на 50% увеличить объёмы", - добавил глава концерна.
На годовой пресс-коференции по итогам 2023 года Соколов сообщал, что в прошлом году экспортные поставки автомобилей Lada велись в восемь стран: в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Южную Осетию. Годовой объем экспорта в прошлом году составил 6,5 тыс. шт. Тогда Соколов говорил о планах экспорта в объеме 20-25 тыс. автомобилей на 2024 год.
/ТАСС/. Объем экспортных поставок российских брендов модной индустрии за пять лет увеличился на четверть, до 69,5 млрд рублей. Об этом сообщила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на пленарном заседании III международного форума "Содружество моды".
"Индустрия моды, безусловно, имеет все шансы войти в топ-3 динамично развивающихся креативных индустрий в нашей стране. Согласно исследованию, объем экспорта российской модной продукции вырос с 56 млрд рублей в 2019 году до 69,5 млрд рублей в 2023 году. Мы фиксируем порядка 100 модных российских брендов, у которых выручка уже свыше 1 млрд рублей, а это значит, что эти компании имеют все шансы выхода на внешние рынки", - заявила глава агентства.
Результаты были получены по итогам первого полномасштабного исследования развития креативных индустрий в России, которое АСИ провело совместно в Высшей школой экономики, Росстатом и компанией Reksoft Consulting.
"На данный момент рост внутреннего производства в основном ориентирован на удовлетворение запросов российского рынка, однако мы наблюдаем активное освоение новых рынков сбыта и партнерств", - сказала Чупшева. Она также отметила, что рынок стран СНГ - один из ключевых для экспорта, доля которого превышает 80%.
Согласно исследованию, сейчас доля моды в креативной экономике России составляет 7% и занимает 4-е место после IT-сферы - 26%, рекламы и СМИ - 16%, гастрономии - 14%. Как рассказала Чупшева, в России порядка 10,2 тыс. предприятий в сфере моды. Российские марки успешно замещают ушедшие зарубежные: в 2023 году 5 из 10 крупнейших игроков по объему выручки составляют именно российские компании.
Креативные индустрии
АСИ прогнозирует рост доли креативной экономики в ВВП России к 2030 году в два раза.
"По исследованию АСИ и Высшей школы экономики, на сегодняшний день вклад креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 3,5%. Мы видим потенциал, по крайней мере, точно удвоение к 2030 году", - рассказала Чупшева.
По ее словам, сейчас минимум шесть регионов России делают ставку на развитие креативных индустрий как на основное направление развития экономики. В перечень регионов вошли Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Челябинская область, Новгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
/ТАСС/. Торговый оборот Грузии и России в январе - октябре текущего года составил около $2 млрд, что на 16,1% меньше аналогичного показателя за 2023 год. Об этом свидетельствуют данные Национальной службы статистики Грузии.
Россия находится на втором месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии. За десять месяцев ее доля в объеме внешней торговли составила 10,8%. Экспорт товаров из Грузии в РФ за этот период превысил $580,2 млн (сократился на 3,8% в годовом выражении), а импорт составил более $1,48 млрд (минус 0,01%).
Первое место среди торговых партнеров Грузии в январе - октябре заняла Турция, объем торговли с которой составил более $2,63 млрд, что на 7,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Третье место заняли США, торговый оборот с ними превысил $1,72 млрд. Далее следуют Китай (более $1,59 млрд), Германия (более $1,08 млрд) и Азербайджан (более $1,06 млрд).
Общий внешнеторговый оборот Грузии в январе - октябре составил более $19 млрд (рост на 5,5%). Экспорт превысил $5,4 млрд (рост на 7,4%), а импорт - около $13,5 млрд (рост на 4,8%). Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за десять месяцев 2024 года превысило $8 млрд.
INTERFAX.RU - Ставка пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 20 ноября повысилась на 4,7%, до 2 тыс. 689,7 рубля с 2 тыс. 569,2 рубля за тонну неделей ранее, сообщает Минсельхоз.
Темпы роста пошлины ускорились с 2,1% неделей ранее.
Пошлина на ячмень снизилась до 1 тыс. 233,2 рубля с 1 тыс. 367,4 рубля за тонну, на кукурузу - до 3 тыс. 065,5 рубля с 3 тыс. 288,4 рубля соответственно.
Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $222,8 за тонну на пшеницу ($221,9 неделей ранее), $190,1 - на ячмень ($192,8), $216,8 - на кукурузу ($220,9).
Эти ставки будут действовать по 26 ноября включительно.
РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.
Сначала базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляет 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу - 16,875 тыс. рублей за тонну.
/ТАСС/. "Российский топливный союз", "Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка", "Ассоциация товарных брокеров", которые объединяют предприятия топливного рынка, обратились с вице-премьеру России Александру Новаку с просьбой досрочно не отменять запрет экспорта бензина. Об этом говорится в письме организаций.
"В настоящее время наблюдается постоянный рост биржевых цен на автомобильные бензины, что свидетельствует о нарушении баланса спроса и предложения в ходе биржевых торгов, вызванного недостаточным объемом поступления товара на внутренний рынок", - сказано в письме.
Участники рынка отмечают, что если в опте цена топлива выросла год к году на 20%, то в рознице - на 7,5%
"При этом для обеспечения минимальной доходности розничного топливного ретейла, покрытия убытков предыдущих периодов этого года и нивелирования негативных эффектов от планируемых в следующем году роста акцизов и тарифов, снижения демпферных субсидий необходимо существенное снижение оптовых котировок", - указано в письме.
Отмечается, что ситуация дополнительно усложняется логистическими проблемами РЖД, приводящими к задержке поставок купленного товара, продлению сроков отгрузки и дефолтам по сделкам, а также чрезвычайно высокой ключевой ставкой Банка России, которая становится неподъемной для участников топливного рынка, критически увеличивая кредитную нагрузку.
О запрете экспорта бензина
Ранее Новак говорил, что экспорт бензина может быть разрешен при наличии его избытка на внутреннем рынке, и главная задача - обеспечивать внутренний спрос. Между тем глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов отмечал, что считает возможным обсуждение отмены запрета на экспорт бензина из РФ в октябре, чтобы избежать затоваривания рынка.
С 1 сентября в РФ продлен запрет на экспорт бензина из России до конца 2024 года. Аналогичный запрет действовал с 1 марта по 31 августа, однако с конца мая по июль экспорт был разрешен из-за насыщения внутреннего рынка. Также мера действовала в 2023 году с 21 сентября по 17 ноября, но тогда она распространялась и на дизельное топливо.
Минпромторг России подготовил проект постановления о продлении тарифной квоты на экспорт за пределы Евразийского экономического союза лома и отходов черных металлов, сообщает «Прайм». В июле тарифную квоту продлили до конца текущего года.
Квота составляет 550 тыс. тонн, при этом пошлина за экспорт в рамках квоты составляет 5% от стоимости, но не менее €15 за тонну. При превышении квоты пошлина также равняется 5%, но не менее €290 за тонну. В проекте постановления уточняется, что вывоз отходов и лома черных металлов возможен только через указанные морские пункты пропуска. Документ вступит в силу с момента официального опубликования и будет действовать до 31 декабря 2025 года.
Тарифные квоты на экспорт лома и отходов черных металлов действуют с июня 2022 года. В правительстве объясняли необходимость введения квот предупреждением роста цен на внутреннем рынке и обеспечением потребностей в сырье отечественных металлургических предприятий.
/ТАСС/. Россия и Китай за январь - октябрь 2024 года сумели увеличить товарооборот по сравнению с таким же периодом годом ранее на 5%, до $196 млрд. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак на международном форуме "Ростки: Россия и Китай - взаимовыгодное сотрудничество".
"В текущем году, несмотря на усиление внешнего давления, товарооборот между нашими странами продолжает расти. За 10 месяцев текущего года он превысил $196 млрд, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля национальных валют по взаиморасчетам остается стабильно высокой и превышает 90%", - сказал он.
В прошлом году товарооборот между двумя странами составил $240 млрд, добавил Новак. "Таким образом, установлен был исторический максимум. Достигнутые результаты стали возможными благодаря выстраиванию новых транспортно-логистических цепочек, адаптации механизмов расчетов, нахождению альтернативных форматов коопераций", - отметил вице-премьер.
РИА Новости. Лидеры стран G7 заявили о приверженности "нанесению ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие меры", следует из совместного заявления лидеров государств-членов "Большой восьмерки".
"Страны G7 подтверждают свою приверженность нанесению серьезного ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие действенные меры", - говорится в заявлении.
В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны. Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей.
ИНТЕРФАКС - Перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в Калининград и обратно, по-прежнему, ограничены Литвой, сообщил начальник Калининградской железной дороги (КЖД, филиал РЖД) Сергей Сапегин в четверг на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской Торгово-промышленной палаты
"Рост популярности поездок в наш регион мы почувствовали по увеличению пассажиров в поездах дальнего следования - пассажиропоток увеличился на 46% по сравнению с прошлым годом. К сожалению в настоящее время Литва сохранила ограничения по количеству пассажиров в одном поезде - не более 300 человек, и составность поезда - до 9 вагонов. Это негативно сказывается на транспортной доступности региона, особенно в периоды повышенного спроса на перевозку", - сказал Сапегин.
По его словам, решая проблему доступности области, КЖД совместно с РЖД делает ставку на увеличение частоты курсирования поездов. Так, в этом году поезда стали чаще ходить в Санкт-Петербург, Москву и Адлер. Маршрутная сеть расширяется и за счет включения в составы вагонов до Великого Новгорода, Петрозаводска, Мурманска и Минеральных Вод. Кроме того, отметил Сапегин, "принято очень важное решение - с 2025 года все поезда в Москву и Санкт-Петербург будут ежедневными".
"КЖД продолжает делать все от нас зависящее, чтобы туристический поток в регион имел положительную динамику и создавал условия для роста прибыльности компаний, работающих в туристическом сегменте экономики", - подытожил начальник дороги.
Как сообщалось, Литва ограничила количество пассажиров транзитных поездов - не более 300 человек на состав. При этом поездка в Калининград может состояться только при наличии у граждан России заграничного паспорта.
Во время следования по Литве дипломаты этой страны выдают пассажирам бесплатные проездные документы.
7 ноября 2024 года в Каракасе состоялось 18-е заседание Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня, организованное Минэкономразвития России. Мероприятие прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и исполнительного вице-президента, вице-президента по экономике, министра народной власти по нефти республики Делси Родригес. Российскую делегацию также принял Президент Венесуэлы Николас Мадуро.
За восемь месяцев текущего года российско-венесуэльский товарооборот вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Россия диверсифицировала номенклатуру экспорта в Венесуэлу за счет начала поставок высокотехнологичных товаров (станков и оборудования) и минеральной продукции. Также значительно выросла доля отгрузок в республику сельхозтоваров. По итогам III квартала 2024 года Венесуэла является третьим импортером российской пшеницы в регионе.
На полях заседания заключен Протокол о сотрудничестве в рамках системы тарифных преференций ЕАЭС. Он позволит упростить таможенные процедуры при ввозе в Россию венесуэльских товаров, подпадающих под преференциальный режим ЕАЭС (ввоз по сниженным на 25% таможенным пошлинам), что послужит драйвером для дальнейшего роста двусторонней торговли.
В ходе визита российской делегации дан старт финальному этапу работ перед запуском полномасштабного производства в Венесуэле инсулинов по российским технологиям. Достигнута договоренность о создании в республике сборочного производства автотехники на базе продукции КАМАЗ и центра по внедрению российской системы бронирования авиабилетов «Леонардо».
В целях дальнейшей активизации проектной деятельности подписан План развития ключевых направлений российско-венесуэльского сотрудничества до 2030 года, в который вошло 65 проектов в 20 различных сферах. Документ разработан Минэкономразвития России совместно с отраслевыми российскими ведомствами.
Всего заключено 16 двусторонних документов, в том числе в таких областях, как геология и недропользование, нефтегазовая сфера, наука, информационные технологии.
По итогам переговоров достигнута договоренность о разработке новой финансово-экономической модели двустороннего сотрудничества, которая призвана вывести торгово-экономические отношения на качественно новый уровень.
Кроме того, накануне заседания межправкомиссии в Каракасе состоялась первая после возобновления работы Делового совета Россия — Венесуэла встреча российских и венесуэльских бизнес-кругов. В ней приняли участие порядка 200 человек.
Таможня Финляндии начнёт реорганизацию своей структуры на фоне ситуации с закрытой границей России, сообщил глава ведомства Сами Ракшит.
Сотрудники таможни уже долгое время живут в условиях неопределённости: грузопоток и движение на погранпереходах из-за санкций сократились ещё до её закрытия, пишет Ilta-Sanomat.
На время закрытия границы с Россией в Финляндии хотят усилить таможенный контроль там, где "существуют наибольшие риски": в аэропорту Хельсинки-Вантаа, в портах Южной Финляндии и на границе со Швецией при перевозках внутри ЕС.
Глава таможни отметил, что реорганизация ведомства предполагает сохранение численности персонала — на случай, если правительство всё же решит открыть границу с РФ.
В середине апреля финское правительство продлило решение о закрытии границы с Россией на неопределённый срок.
Как и ранее, на границе оставлен работающим железнодорожный пункт пропуска Вайниккала, через который в Финляндию по-прежнему следуют грузовые поезда из России.
Из-за закрытой границы в Восточной Финляндии перестал быть приоритетом ремонт автомобильных дорог, так как поток машин на границе значительно сократился.
РИА Новости. Новые санкции против России, предлагаемые Еврокомиссией, предусматривают запрет экспорта в РФ ряда химикатов и комплектующих, сообщает газета Financial Times.
Ранее издание Politico со ссылкой на источники отмечало, что Еврокомиссия может во вторник предложить новый, 17-й, пакет санкций против России. В него войдут физические и юридические лица, а также танкеры, однако не будут добавлены новые наименования товаров из-за возможных разногласий европейских стран.
"Этот пакет санкций также добавляет к списку запрещенного в Россию экспорта несколько товаров двойного назначения... например, химикаты и компоненты станков", - говорится в сообщении издания.
Газета уточняет, что в проекте санкций Еврокомиссии при этом содержится призыв освободить от них проект "Сахалин-2" до июня 2026 года.
В России не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны.
Президент РФ Владимир Путин отмечал, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей. В самих западных странах не раз звучали мнения, что санкции неэффективны.
РИА Новости. Для Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) наиболее выгодно упрощение таможенных процедур между странами-участницами, стимулирование электронной коммерции и транспортных связей, заявил РИА Новости генеральный секретарь организации Нурлан Ермекбаев.
"В текущих реалиях видится более перспективным сосредоточивать усилия организации на упрощении торговых и таможенных процедур, стимулировании электронной коммерции и транспортной взаимосвязанности, формировании благоприятных режимов для совместной инвестиционной деятельности, деловых контактов и туристических потоков", - сказал он РИА Новости.
Как отметил генсек, одной из основополагающих целей организации является "создание условий для постепенного перехода к свободному движению товаров, капиталов и услуг". При этом Ермекбаев подчеркнул, что на сегодняшний день ШОС не ставит целью экономическую интеграцию "в ее классическом понимании, в том числе путем создания полноценной зоны свободной торговли".
Ермекбаев также обратил внимание на распространенное среди стран ШОС и экспертов мнение, что развитие организации сдерживает отсутствие своих механизмов финансирования проектной деятельности. По его словам, идея создания банка развития ШОС обсуждается уже давно.
"Это трудоемкий процесс, требующий тесной политической координации и планирования, тщательной разработки правовой базы и системы регулирования, учета потребностей сторон и развития ситуации на глобальных финансовых рынках. Пока могу лишь с определенной долей оптимизма констатировать то, что в период текущего председательства Китая в нашей организации эксперты государств-членов заметно активизировали переговоры по выработке взаимоприемлемой формулы", - сообщил он.
АиФ-Москва. Еврокомиссар от Венгрии по вопросам здравоохранения и ветеринарии Оливер Вархейи выступил с процедурным возражением против предложения о полном отказе от импорта российского газа. Об этом сообщает издание Politico, ссылаясь на инсайдеров в Еврокомиссии.
Источники утверждают, что большинство членов комиссии восприняли шаг Вархейи как политически мотивированный, связывая его с энергетическим курсом венгерского премьер-министра Виктора Орбана, который известен своей мягкой позицией по отношению к Москве.
В связи с поступившим возражением обсуждение инициативы должно быть продолжено до проведения голосования. Тем не менее, как отмечает Politico, это вряд ли повлияет на итоговое принятие плана.
Россельхознадзор фиксирует увеличение числа случаев выявления фитосанитарных нарушений в импортируемой из Турции в Россию растительной продукции, сообщило ведомство.
"Россельхознадзор фиксирует увеличение количества случаев обнаружения карантинных объектов в импортируемой из Турции в Россию растительной продукции и ввозе в страну небезопасных плодоовощных товаров в фитосанитарном отношении", - говорится в сообщении.
Россельхознадзор также сообщает, что обо всех случаях ведомство информировало турецкую сторону и просило провести официальное расследование по всем фактам выявлений и принять срочные корректирующие меры. "Однако информация о расследованиях и установленных мерах поступает от компетентного ведомства Турции нерегулярно", - говорится в сообщении. Уточняется, что такие нарушения могут свидетельствовать о недостаточной эффективности турецкой системы по обеспечению фитосанитарной безопасности поставляемой в Россию продукции.
Так, с начала 2025 года в импортируемых из Турции в Россию цитрусовых, перцах, томатах, гранатах, кабачках и грушах было выявлено 184 случая обнаружения карантинных для стран - членов ЕАЭС объектов.
Кроме того, в ходе проведения российским ведомством мониторинга безопасности ввозимой растительной продукции на остаточное содержание в ней действующих веществ пестицидов и нитратов в 2024 году были исследованы образцы от 1 664 партий турецких товаров. В результате 104 партии (6,25%) не соответствовали требованиям российского законодательства. Наиболее часто несоответствия выявлялись в винограде - 23,42%, кабачках - 21,28%, черешне - 15,51%, яблоках - 11,59%, подчеркнули в Россельхознадзоре.
Турция является крупнейшим по объемам и ассортименту поставщиком плодоовощной продукции на российский рынок. Ежегодно из Турции в Россию поступает 1,2-1,5 млн тонн фруктов и овощей, что составляет порядка 13% от общего объема российского импорта. Ключевыми группами ввозимых из Турции в РФ культур являются цитрусовые, косточковые, семечковые, виноград и гранаты, из овощных культур - баклажаны, кабачки, перец и томаты.
По данным международной статистики ООН и национальных ведомств, Китай в 2024 году стал третьим по объемам поставок мяса в Россию, уступая только Белоруссии и Бразилии, сообщает РИА Новости.
«Рост китайского экспорта оказался впечатляющим — за год Пекин нарастил поставки мясной продукции в РФ почти в четыре раза», — отмечают аналитики, изучавшие данные системы Comtrade.
Общий объем российского импорта мяса по итогам прошлого года составил около 2,2 миллиарда долларов. Традиционный лидер — Белоруссия — увеличила поставки на 15%, обеспечив 56,5% всего ввозимого в страну мяса. Бразильский экспорт также показал значительный рост — плюс 30% к предыдущему периоду, что позволило закрепиться на втором месте с долей 18,1%, — уточняют эксперты.
Особый интерес вызывает динамика поставок мяса птицы из КНР, где зафиксирован пятикратный рост. Однако латиноамериканские производители пока сохраняют доминирующие позиции в этом сегменте, — подчеркивают в отрасли. Вместе с Белоруссией Бразилия, Парагвай и Аргентина остаются ключевыми игроками на российском рынке».
Экономисты связывают эти изменения с перестройкой логистических цепочек и поиском альтернативных поставщиков. «Китай демонстрирует гибкость и готовность заполнять возникающие ниши, что соответствует общей динамике российско-китайского экономического сотрудничества», — заключают аналитики.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7