Описание категории новости
Минпромторг предложил устранить ограничения при оплате утильсбора на автомобили, импортируемые в Россию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующий проект постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Предложенные изменения исключат препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке ЕАЭС.
В ведомстве напомнили, что с 1 апреля 2024 года Минпромторг публикует перечень моделей автомобилей, который формируется ФТС России, исходя из средней стоимости автомобиля. Перечень регулярно обновляется и охватывает широкий спектр моделей. Так, в перечне от 21 января 2025 года указано 122 марки и модели автомобилей с нижней границей их средней стоимости.
Предлагаемая донастройка регламентирует механизм уплаты утильсбора в отношении тех автомобилей, которые отсутствуют в перечне ФТС. Хотя такие случаи не носили массовый характер, для них разработали индивидуальную процедуру расчета суммы утилизационного сбора. Возможность оплаты утильсбора позволит корректно оформлять и ставить на учет иномарки, даже если они не указаны в перечне ФТС в редакции, действующей на момент ввоза.
В РФ начнут блокировать ввезённые по параллельному импорту внедорожники Rox 01. Китайский концерн Simomach объявил о внедрении системы контроля для автомобилей, не предназначенных для определённых рынков. Как говорится в сообщении, поступившем в редакцию Quto.ru, все машины, которые ввезены в нашу страну по «серой» схеме после официального старта продаж в России, будут заблокированы.
«С началом продаж в России Rox внедрил систему контроля для автомобилей, не предназначенных для локального рынка. В случае обнаружения таких автомобилей за пределами Китая отключаются все мультимедийные экраны с рекомендацией обратиться к дилерам», — отметили в компании.
Отдельно уточняется, что ограничения не коснутся машин, которые были ввезены на территорию России до декабря 2024 года.
Напомним, официальные продажи Rox 01 стартовали на российском рынке в феврале 2025 года. Модель длиной 5050 мм и колёсной базой, равной 3010 мм, выпускается в исполнении с шестью или семью посадочными местами.
В движение внедорожник приводит 476-сильная гибридная силовая установка, в которой 1,5-литровый турбомотор выполняет роль генератора для подзарядки тяговой батареи. Разгон модели до «сотни» занимает 5,5 секунды, а суммарный запас хода машины достигает 1 338 км.
Ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, продлят еще на полгода — с 1 марта до 31 августа, сообщили РБК два источника, знакомых с результатами совещания, прошедшего 20 февраля у вице-премьера Александра Новака. Производители бензина, соответственно, сохранят исключение из эмбарго и по-прежнему смогут осуществлять зарубежные поставки.
РБК направил запрос в секретариат вице-премьера.
По словам одного из собеседников, на совещании было отмечено, что ситуация на рынке в настоящий момент стабильна, а продление ограничений направлено, в том числе, на борьбу с серыми экспортерами. К ним относят компании, которые закупают топливо на внутреннем рынке по сниженной за счет демпферного механизма цене, а затем отправляют его на экспорт. Демпфер, в свою очередь, был введен для нивелирования влияния внешнеэкономических и геополитических факторов на стоимость топлива в России. Если экспорт становится для нефтяников более выгодным, то государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям через демпферные выплаты и наоборот.
Кроме того, на совещании было высказано мнение о необходимости повышения приоритета нефтеналивных грузов при перевозке по железной дороге до третьей очереди согласно Правилам недискриминационного доступа (ПНД). Это целесообразно для сохранения цен на стабильном уровне в весенне-летний период. С 1 января нефтепродукты транспортируются в шестой очереди и ниже, тогда как с марта 2024 года их временно переносили в третью в рамках мер по стабилизации рынка топлива.
О том, что Минэнерго предлагает сохранить действующие ограничения на экспорт бензина и исключения для производителей еще на полгода, 17 февраля сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В пресс-службе министерства эту информацию не комментировали.
При этом в феврале замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев говорил, что ведомство готово инициировать обсуждение запрета для производителей на экспорт бензина сроком на месяц. Заявление ФАС было сделано на фоне роста биржевых цен на топливо с конца января. Впрочем, эту динамику Королев называл коррекционной и объяснял удорожание бензина «восстановительным спросом после снижения количества торговых сессий в январе». В ФАС также отмечали, что на розничном сегменте это никак не отразилось.
В Минэнерго после этого заявляли, что ежедневно мониторят внутренний рынок топлива и при необходимости может быть принято решение о запрете экспорта бензина.
Новак после этого сообщал, что правительство вместе с Минэнерго проанализирует инициативу ФАС. «Мы будем смотреть, принимать решения, связанные с защитой нашего внутреннего рынка, это требует значительного анализа», — сказал он (цитата по ТАСС).
Однако после заявлений Федеральной антимонопольной службы биржевые котировки перешли к снижению. Бензин АИ-92 с тех пор подешевел на 7% — до 52,8 тыс. руб. за т, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Марка АИ-95 при этом потеряла в цене 5%, опустившись до отметки 56,6 тыс. руб. за т.
В этот же период, как сообщало агентство Reuters, к работе вернулись несколько российских НПЗ после кратковременной внеплановой приостановки.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен для всех с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной, на период высокого летнего спроса. Затем меру приостанавливали для производителей и вновь возобновили в конце лета. С 1 декабря запрет на экспорт бензина для производителей вновь был отменен, но сохранен для остальных.
Текущая конфигурация работы внутреннего рынка делает запрет на экспорт бензина для непроизводителей логичной и правильной мерой, прокомментировал РБК Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «Пока существует демпфер, пока поставки на внутренний рынок субсидируются, субсидировать экспорт неправильно», — сказал он. При этом в случае возникновения проблем на внутреннем рынке правительство, чтобы защитить потребителей, сможет оперативно ограничить возможность поставок за рубеж и для производителей нефтепродуктов, уверен Дьяченко.
«В текущий момент, с учетом биржевых котировок и уровня спроса, я думаю, что каких-то заметных изменений ожидать не стоит», — говорит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». Он считает, что уже в марте—апреле по ситуации на рынке станет ясно, необходимо ли принимать дополнительные меры.
/ТАСС/. Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн. Об это заявил руководитель федерального центра "Агроэкспорт" Илья Ильюшин на международной конференции Dairy session 2025.
"Потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году мы оцениваем свыше $140 млн. Всего экспорт российской молочной продукции в 2030 году мы оцениваем на уровне более $730 млн, почти на 70% выше уровня прошлого года. В число перспективных направлений, помимо наших традиционных рынков, входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии", - сказал Ильюшин.
Он подчеркнул, что по итогам 2024 года экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 19%, в том числе поставки сыра увеличились на 26%, молока - на 39%, сухого молока - на 15%.
Ильюшин отметил, что российская молочная продукция поставляется в 67 стран. "Традиционно мы экспортировали молочку на ближние рынки государств постсоветского пространства. Однако в прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай - на 60%, в Монголию - на 31%", - рассказал эксперт.
ПАИ. 110 партий животноводческой продукции в количестве 2,7 тысячи тонн отправили на экспорт из Псковской области в семь стран мира за январь, сообщили ПАИ в пресс-службе Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора.
Предприятия-производители в наибольшем объёме отправили 72 партии свинины, 27 партий свиных субпродуктов и одну партию готовой продукции из свинины общим весом 2,69 тысячи тонн во Вьетнам, Гонконг, Китай, Грузию, Сербию и Азербайджан, восемь партий охлаждённой рыбы и рыбопродукции в количестве почти 7,9 тонны в Эстонию, а также две партии рыбных консервов в Грузию и Азербайджан.
Экспорт по общему объему в январе этого года вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (912 тонн), уточнили в пресс-службе.
Товарооборот между Россией и Бразилией достиг $12 млрд, что является прогрессом. Об этом 10 февраля «Известиям» рассказал посол РФ в Бразилии Алексей Лабецкий.
«По бразильской статистике, действительно мы достигли этой суммы в $12 с лишним млрд нашего двустороннего товарооборота. И это явный прогресс. Этот явный прогресс хорошо ощущается на фоне попыток санкционировать нашу экономику после начала специальной военной операции», — отметил он.
По его словам, рыночные принципы на международной арене работают лучше, чем санкционные незаконные действия. Лабецкий рассказал, что более 30% бразильского рынка удобрений поставляются из РФ, что является основой российско-бразильского товарооборота.
«Бразилия сегодня — это аграрно-индустриальная супердержава, и сохранить высокие темпы развития производства аграрного сектора возможно только, скажем так, поддерживая производительность земли, культур», — добавил посол.
Вторым сектором по объему торговли, по его словам, является топливо, прежде всего дизельное. При этом он отметил, что базовая задача в области инвестиций — это диверсификация товара, пояснив, что она основывается на знании и понимании новых рыночных реалий в обеих странах.
«Работать по принципу, которые были, ну скажем так, правильными 20–25 лет назад, сегодня, мне кажется, бесперспективно. В этом деле должны органично сочетаться проекты, которые субсидируются и поощряются государством, проекты частного сектора», — уточнил Лабецкий.
Кроме того, он отметил хорошие перспективы по торговле по линии госкорпорации «Росатом», а также в ряде других областей.
/ТАСС/. Доля России в индийском оружейном импорте за период с 2015 по 2025 год превысила 30% от общего мирового объема. Об этом на международной выставке Aero India 2025 в Бангалоре сообщил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
"Индия много лет подряд занимает значительную часть как в портфеле заказов, так и в поставках российской продукции военного назначения по линии "Рособоронэкспорта". За период с 2015 по 2025 год доля России в индийском оружейном импорте превысила 30% от общего мирового объема", - сказал Михеев.
В январе 2025 года в Россию было ввезено 31,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это в два раза меньше, чем в том же месяце прошлого года, сообщает аналитическое агентство «Автостат» 7 февраля. При этом показатель ввоза легковых автомобилей с пробегом год к году почти не изменился и составил 19,4 тыс. машин (–2%).
«До повышения утилизационного сбора (осенью) было ввезено автомобилей с избытком. И в данный момент не имеет смысла импортировать автомобилей больше, так как рынку это не требуется», — объяснили аналитики.
Лидером по объему импорта среди новых легковушек стал бренд Haval, а из моделей чаще всего ввозили кроссовер Omoda С5. Среди подержанных автомобилей лидирует бренд Toyota, а среди моделей — Honda Freed.
Отмечается, что 91,6% всех новых легковых машин, ввезенных в январе, прибыло в РФ из Китая. На Белоруссию и Киргизию пришлось по 2,4% импорта, а Казахстан занял всего 0,6%. По мнению аналитиков, альтернативный импорт в Россию через другие страны сильно сократился и сведен к минимуму.
Из Японии в январе было ввезено 53,2% всех подержанных легковых автомобилей, большинство — модели с небольшим объемом двигателя. На втором месте по доле импорта оказалась Южная Корея (16,6%), следом идет Китай (16,4%), которого год назад не было и в десятке стран-лидеров в этом рейтинге.
ПРАЙМ. России и Эквадору, несмотря на незаконные санкции Запада, удалось нарастить товарооборот в 2024 году, сообщил в интервью РИА Новости посол РФ в этой латиноамериканской стране Владимир Спринчан.
"Что касается российско-эквадорского товарооборота в 2024 году, то можно с удовлетворением констатировать, что, вопреки незаконным экономическим санкциям в отношении России, нашим странам удалось в очередной раз не только избежать существенного снижения объёмов взаимной торговли, но даже слегка его увеличить", - сказал дипломат.
Так, по данным ФТС России, за первые три квартала 2024 года рост составил 1,8%, несмотря на то, что большинство традиционных российских экспортных товарных позиций по-прежнему подпадают под западные санкционные ограничения. При этом поставки из Эквадора выросли на 2%, преодолев в денежном исчислении отметку в 1,5 миллиарда долларов. Российский экспорт в эту страну составил 150 миллионов долларов, увеличившись на 0,6%.
"Вместе с эквадорскими партнёрами работаем над выравниваем дисбаланса во взаимной торговле... Приятно осознавать, что по объёму несырьевого экспорта Россия по-прежнему занимает у эквадорцев четвёртое место после Китая, США и ЕС в целом", - подчеркнул Спринчан.
/ТАСС/. Россия в 2024 году сократила импорт рыбы и морепродуктов из Индии в физическом выражении на 10%, до 20 тыс. тонн, в денежном - на 20%, до $130 млн. Об этомсообщили в Рыбном союзе.
"Российский импорт рыбы и морепродуктов из Индии в 2024 году снизился к рекордному 2023 году на 10% в весе - до 20 тыс. тонн и сократился на 20% в деньгах - до $130 млн", - говорится в сообщении.
В том числе импорт мороженой креветки ваннамей, которая является ключевой статьей индийских поставок в Россию, снизился на 10% в натуральном выражении - до 18 тыс. тонн и на 15% в денежном выражении - до $120 млн. Импорт варено-мороженых креветок ваннамей в Россию в прошлом году в физическом выражении сократился на 50%, до 0,5 тыс. тонн.
Кроме того, из Индии Россия импортирует небольшие объемы тигровых креветок, рыбного фарша, омаров, осьминогов и каракатиц, рассказали в союзе.
/ТАСС/. Россия и Африка могут существенно нарастить объем взаимной торговли к концу десятилетия, до порядка $50 млрд, заявил ТАСС глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.
"За последние пять лет товарооборот России со странами Африки вырос более чем на 60% - с $16,8 млрд до $27,7 млрд. Динамика впечатляющая, и мы уверены, что к концу десятилетия этот показатель увеличится до уровня около $50 млрд", - сказал Катырин.
Он пояснил, что рост обеспечен прежде всего расширением поставок продовольствия, минеральных удобрений, энергоносителей, а также машиностроительной и химической продукции. В настоящее время активно развиваются направления, связанные с агротехнологиями, переработкой сельхозсырья, логистикой и строительством. Катырин также отметил, что увеличивается доля расчетов в национальных валютах, что делает торговлю более устойчивой к внешним колебаниям.
"Мы видим рост спроса на российские товары и технологии. Африканский рынок нуждается в инфраструктуре в сферах недропользования, цифровизации, атомной и гидроэнергетики, а Россия обладает опытом и компетенциями для ее создания. В этом и есть источник дальнейшего роста - переход к комплексным промышленным и технологическим проектам", - подчеркнул глава ТПП РФ.
По его словам, африканский континент сегодня - это не только рынок будущего, но и зона активного экономического роста. "Сотрудничество наших стран развивается уверенно, несмотря на внешние ограничения. Запущен специальный инвестиционный механизм для поддержки российских компаний, работающих на африканском континенте. Мы высоко оцениваем перспективы взаимодействия африканских институтов с БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Из 20 быстрорастущих экономик мира 12 находятся в Африке - это убедительный сигнал для инвесторов", - добавил Катырин.
ПРАЙМ. Доля рубля в расчетах за российский экспорт в августе подскочила до рекордных 56,3%, следует из анализа РИА Новости данных ЦБ РФ.
За месяц использование национальной валюты в расчетах за поставленные за рубеж российские товары и услуги выросло на 1,9 процентного пункта, а за год - и вовсе на 15,5 процентного пункта. Предыдущий максимум был установлен в июне текущего года на уровне 55,6%.
Сейчас более половины расчетов за товары и услуги из России проходит в российских рублях почти во всех регионах, за исключением Америки. Там эта доля составляет 40,9%, при этом за месяц она снизилась на 5,4 процентного пункта.
Больше всего рубль используют импортеры из Карибского бассейна (97,8%) и Океании (91,7%). Африканские компании платят в рублях в 70,7% случаев - при этом в конце лета доля неожиданно снизилась сразу на 24,1 процентного пункта.
В то же время использование азиатскими странами российской валюты выросло на 2,9 процентного пункта - до 54,5%, европейскими - на 1,3 процентного пункта, до 66,9%.
Одновременно популярность рубля в расчетах за российский импорт, наоборот, немного сократилась - до 54,1% с 55,4%. Российская валюта занимает более половины в операциях всех регионов: в Азии - 50,1%, Америке - 52,5%, Европе - 63,6%, Африке - 72%, Карибском бассейне - 83,2%, Океании - 83,4%.
Комитет по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента (ЕП) в четверг, 16 октября, проголосует за проект Еврокомиссии (ЕК) о реформировании энергетической отрасли Евросоюза (ЕС), который предполагает полный отказ от российских нефти и газа. Информация об этом следует из расписания заседаний на сайте ЕП.
«Голосование за поэтапный отказ от импорта российского природного газа, улучшение мониторинга потенциальной энергетической зависимости и внесение изменений в Регламент ЕС. <...> Принятие проекта доклада», — указано в расписании.
Отмечается, что заседание начнется в 10:00 по местному времени (11:00 мск). Докладчиками числятся латвийский евродепутат Инесе Вайдере и представитель финской партии «Зеленый союз» Вилле Ниинистё.
РИА Новости. Товарооборот Китая и России по итогам первых девяти месяцев 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 163,621 миллиарда долларов, свидетельствуют обнародованные в понедельник данные главного таможенного управления КНР.
По данным таможни, Китай за январь-сентябрь ввез в Россию товаров на 73,566 миллиарда долларов, снижение по сравнению с аналогичным периодом 2024 года составило 11,3%. Поставки из РФ в КНР сократились на 7,7%, составив 90,054 миллиарда долларов.
В сентябре товарооборот двух стран составил 19,825 миллиарда долларов: Россия ввезла в Китай товаров на 10,956 миллиарда долларов, КНР в РФ - на 8,869 миллиарда долларов, уточнило главное таможенное управление.
Согласно данным главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России по итогам 2024 года вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив рекордные 244,819 миллиарда долларов.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов заявил, что повышение и пересмотр методики расчета утилизационного сбора на автомобили - меры, которые назрели и необходимы. Об этом министр рассказал на заседании фракции КПРФ в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов.
По словам Алиханова, одна из главных причин реформы - борьба с "серыми" схемами импорта. Сейчас, передает его слова РБК, более 70% машин ввозятся физическими лицами, что позволяет импортерам и даже дилерам обходить повышенные ставки сбора, действующие для юрлиц.
Диспаритет между официальным импортом и ввозом физлицами достигает миллиона рублей на автомобиль. В итоге под видом личных поставок завозятся машины для перепродажи, и это искажает рынок, объяснил министр. По этой причине компании, которые инвестируют в локализацию, особенно китайские партнеры, в таких условиях теряют стимулы продолжать производство.
В худшем случая такая дестимуляция инвестиций в российское автомобилестроение может привести к остановке заводов, сокращению рабочих мест и падению доходов в смежных отраслях.
В то же время Алиханов признал, что для покупателей новая система станет непопулярным решением, но "это решение назрело, оно необходимо".
Согласно проекту постановления, новый порядок расчета утильсбора планируется ввести с 1 ноября 2025 года. Он предусматривает привязку размера платежа к мощности двигателя автомобиля - машины с более 160 л.с. проходят по увеличенной ставке.
Алиханов в ходе выступление повторил свои слова о том, что повышение не затронет большинство автовладельцев, так как 80% автопарка в стране имеют мощность менее 160 л.с., то есть не попадают под повышенные коэффициенты.
/ТАСС/. Экспорт продукции АПК из России в африканские страны в январе - августе 2025 года составил почти 11 млн тонн на сумму свыше $2,8 млрд. Об этом ТАСС рассказали в федеральном центре "Агроэкспорт".
"За восемь месяцев 2025 года Россия поставила в африканские страны почти 11 млн тонн продукции АПК на сумму свыше $2,8 млрд. И, как ни странно, пшеница - далеко не единственное, чем интересуется континент", - говорится в сообщении.
В том числе российской готовой мясной продукции за этот период было отправлено в африканские государства около 500 тонн на сумму более $660 тыс. Экспорт молочной сыворотки в страны Африки в натуральном выражении увеличился почти в 13 раз: за восемь месяцев 2025 года поставлено более 1,3 тыс. тонн на сумму почти $1 млн.
Также сообщается, что в январе - августе 2025 года Россия отправила в Тунис около 50 тонн мороженых крабов почти на $2 млн. Поставки российского мороженого в Сенегал за этот период составили почти 180 тонн на $450 тыс.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7