Описание категории новости
FINMARKET.RU - Объем экспортных поставок "АвтоВАЗа" в 2024 году планируется на уровне 20 тыс. автомобилей, в 2025 году - в 1,5 раза больше, сообщил в среду журналистам президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов в кулуарах Транспортной недели.
"По итогам 2022-2023 годов экспорт у нас упал практически до нуля, в тот период было поставлено буквально несколько тысяч автомобилей. Сейчас, несмотря на усиливающееся санкционное давление, мы наращиваем объемы и планируем выйти на планку около 20 тыс. автомобилей по итогам 2024 года", - сказал Соколов журналистам, отметив, что в "АвтоВАЗе" довольны темпом восстановления экспорта.
Основными направлениями поставок, по его словам, были традиционные для "АвтоВАЗа" рынки ближнего зарубежья, в том числе Белоруссия, Узбекистан и Казахстан.
"Если говорить о прогнозах по экспорту на 2025 год, мы планируем как минимум на 50% увеличить объёмы", - добавил глава концерна.
На годовой пресс-коференции по итогам 2023 года Соколов сообщал, что в прошлом году экспортные поставки автомобилей Lada велись в восемь стран: в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Южную Осетию. Годовой объем экспорта в прошлом году составил 6,5 тыс. шт. Тогда Соколов говорил о планах экспорта в объеме 20-25 тыс. автомобилей на 2024 год.
/ТАСС/. Объем экспортных поставок российских брендов модной индустрии за пять лет увеличился на четверть, до 69,5 млрд рублей. Об этом сообщила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на пленарном заседании III международного форума "Содружество моды".
"Индустрия моды, безусловно, имеет все шансы войти в топ-3 динамично развивающихся креативных индустрий в нашей стране. Согласно исследованию, объем экспорта российской модной продукции вырос с 56 млрд рублей в 2019 году до 69,5 млрд рублей в 2023 году. Мы фиксируем порядка 100 модных российских брендов, у которых выручка уже свыше 1 млрд рублей, а это значит, что эти компании имеют все шансы выхода на внешние рынки", - заявила глава агентства.
Результаты были получены по итогам первого полномасштабного исследования развития креативных индустрий в России, которое АСИ провело совместно в Высшей школой экономики, Росстатом и компанией Reksoft Consulting.
"На данный момент рост внутреннего производства в основном ориентирован на удовлетворение запросов российского рынка, однако мы наблюдаем активное освоение новых рынков сбыта и партнерств", - сказала Чупшева. Она также отметила, что рынок стран СНГ - один из ключевых для экспорта, доля которого превышает 80%.
Согласно исследованию, сейчас доля моды в креативной экономике России составляет 7% и занимает 4-е место после IT-сферы - 26%, рекламы и СМИ - 16%, гастрономии - 14%. Как рассказала Чупшева, в России порядка 10,2 тыс. предприятий в сфере моды. Российские марки успешно замещают ушедшие зарубежные: в 2023 году 5 из 10 крупнейших игроков по объему выручки составляют именно российские компании.
Креативные индустрии
АСИ прогнозирует рост доли креативной экономики в ВВП России к 2030 году в два раза.
"По исследованию АСИ и Высшей школы экономики, на сегодняшний день вклад креативных индустрий в ВВП нашей страны составляет 3,5%. Мы видим потенциал, по крайней мере, точно удвоение к 2030 году", - рассказала Чупшева.
По ее словам, сейчас минимум шесть регионов России делают ставку на развитие креативных индустрий как на основное направление развития экономики. В перечень регионов вошли Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Челябинская область, Новгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
/ТАСС/. Торговый оборот Грузии и России в январе - октябре текущего года составил около $2 млрд, что на 16,1% меньше аналогичного показателя за 2023 год. Об этом свидетельствуют данные Национальной службы статистики Грузии.
Россия находится на втором месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии. За десять месяцев ее доля в объеме внешней торговли составила 10,8%. Экспорт товаров из Грузии в РФ за этот период превысил $580,2 млн (сократился на 3,8% в годовом выражении), а импорт составил более $1,48 млрд (минус 0,01%).
Первое место среди торговых партнеров Грузии в январе - октябре заняла Турция, объем торговли с которой составил более $2,63 млрд, что на 7,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Третье место заняли США, торговый оборот с ними превысил $1,72 млрд. Далее следуют Китай (более $1,59 млрд), Германия (более $1,08 млрд) и Азербайджан (более $1,06 млрд).
Общий внешнеторговый оборот Грузии в январе - октябре составил более $19 млрд (рост на 5,5%). Экспорт превысил $5,4 млрд (рост на 7,4%), а импорт - около $13,5 млрд (рост на 4,8%). Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за десять месяцев 2024 года превысило $8 млрд.
INTERFAX.RU - Ставка пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 20 ноября повысилась на 4,7%, до 2 тыс. 689,7 рубля с 2 тыс. 569,2 рубля за тонну неделей ранее, сообщает Минсельхоз.
Темпы роста пошлины ускорились с 2,1% неделей ранее.
Пошлина на ячмень снизилась до 1 тыс. 233,2 рубля с 1 тыс. 367,4 рубля за тонну, на кукурузу - до 3 тыс. 065,5 рубля с 3 тыс. 288,4 рубля соответственно.
Ставки были рассчитаны исходя из индикативных цен: $222,8 за тонну на пшеницу ($221,9 неделей ранее), $190,1 - на ячмень ($192,8), $216,8 - на кукурузу ($220,9).
Эти ставки будут действовать по 26 ноября включительно.
РФ со 2 июня 2021 года ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на базе индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Сначала ставки пошлин исчислялись в долларах. С июля 2022 года они определяются в рублях. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценами.
Сначала базовая цена для расчета пошлин составляла 15 тыс. рублей за тонну пшеницы и 13,875 тыс. рублей за тонну ячменя и кукурузы. С июня 2023 года она была повышена до 17 тыс. и 15,875 тыс. рублей за тонну соответственно. С 28 июня 2024 года базовая цена на пшеницу составляет 18 тыс. рублей, на ячмень и кукурузу - 16,875 тыс. рублей за тонну.
/ТАСС/. "Российский топливный союз", "Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка", "Ассоциация товарных брокеров", которые объединяют предприятия топливного рынка, обратились с вице-премьеру России Александру Новаку с просьбой досрочно не отменять запрет экспорта бензина. Об этом говорится в письме организаций.
"В настоящее время наблюдается постоянный рост биржевых цен на автомобильные бензины, что свидетельствует о нарушении баланса спроса и предложения в ходе биржевых торгов, вызванного недостаточным объемом поступления товара на внутренний рынок", - сказано в письме.
Участники рынка отмечают, что если в опте цена топлива выросла год к году на 20%, то в рознице - на 7,5%
"При этом для обеспечения минимальной доходности розничного топливного ретейла, покрытия убытков предыдущих периодов этого года и нивелирования негативных эффектов от планируемых в следующем году роста акцизов и тарифов, снижения демпферных субсидий необходимо существенное снижение оптовых котировок", - указано в письме.
Отмечается, что ситуация дополнительно усложняется логистическими проблемами РЖД, приводящими к задержке поставок купленного товара, продлению сроков отгрузки и дефолтам по сделкам, а также чрезвычайно высокой ключевой ставкой Банка России, которая становится неподъемной для участников топливного рынка, критически увеличивая кредитную нагрузку.
О запрете экспорта бензина
Ранее Новак говорил, что экспорт бензина может быть разрешен при наличии его избытка на внутреннем рынке, и главная задача - обеспечивать внутренний спрос. Между тем глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов отмечал, что считает возможным обсуждение отмены запрета на экспорт бензина из РФ в октябре, чтобы избежать затоваривания рынка.
С 1 сентября в РФ продлен запрет на экспорт бензина из России до конца 2024 года. Аналогичный запрет действовал с 1 марта по 31 августа, однако с конца мая по июль экспорт был разрешен из-за насыщения внутреннего рынка. Также мера действовала в 2023 году с 21 сентября по 17 ноября, но тогда она распространялась и на дизельное топливо.
Минпромторг России подготовил проект постановления о продлении тарифной квоты на экспорт за пределы Евразийского экономического союза лома и отходов черных металлов, сообщает «Прайм». В июле тарифную квоту продлили до конца текущего года.
Квота составляет 550 тыс. тонн, при этом пошлина за экспорт в рамках квоты составляет 5% от стоимости, но не менее €15 за тонну. При превышении квоты пошлина также равняется 5%, но не менее €290 за тонну. В проекте постановления уточняется, что вывоз отходов и лома черных металлов возможен только через указанные морские пункты пропуска. Документ вступит в силу с момента официального опубликования и будет действовать до 31 декабря 2025 года.
Тарифные квоты на экспорт лома и отходов черных металлов действуют с июня 2022 года. В правительстве объясняли необходимость введения квот предупреждением роста цен на внутреннем рынке и обеспечением потребностей в сырье отечественных металлургических предприятий.
/ТАСС/. Россия и Китай за январь - октябрь 2024 года сумели увеличить товарооборот по сравнению с таким же периодом годом ранее на 5%, до $196 млрд. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак на международном форуме "Ростки: Россия и Китай - взаимовыгодное сотрудничество".
"В текущем году, несмотря на усиление внешнего давления, товарооборот между нашими странами продолжает расти. За 10 месяцев текущего года он превысил $196 млрд, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля национальных валют по взаиморасчетам остается стабильно высокой и превышает 90%", - сказал он.
В прошлом году товарооборот между двумя странами составил $240 млрд, добавил Новак. "Таким образом, установлен был исторический максимум. Достигнутые результаты стали возможными благодаря выстраиванию новых транспортно-логистических цепочек, адаптации механизмов расчетов, нахождению альтернативных форматов коопераций", - отметил вице-премьер.
РИА Новости. Лидеры стран G7 заявили о приверженности "нанесению ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие меры", следует из совместного заявления лидеров государств-членов "Большой восьмерки".
"Страны G7 подтверждают свою приверженность нанесению серьезного ущерба России через санкции, экспортный контроль и другие действенные меры", - говорится в заявлении.
В РФ не раз заявляли, что страна справится с санкционным давлением, которое Запад начал оказывать на Россию несколько лет назад и продолжает усиливать. В Москве отмечали, что Западу не хватает мужества признать провал санкций против РФ. В самих западных странах не раз звучали мнения, что антироссийские санкции неэффективны. Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что политика сдерживания и ослабления России - это долгосрочная стратегия Запада, а санкции нанесли серьезный удар по всей мировой экономике. По его словам, основная цель Запада - ухудшить жизнь миллионов людей.
ИНТЕРФАКС - Перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в Калининград и обратно, по-прежнему, ограничены Литвой, сообщил начальник Калининградской железной дороги (КЖД, филиал РЖД) Сергей Сапегин в четверг на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской Торгово-промышленной палаты
"Рост популярности поездок в наш регион мы почувствовали по увеличению пассажиров в поездах дальнего следования - пассажиропоток увеличился на 46% по сравнению с прошлым годом. К сожалению в настоящее время Литва сохранила ограничения по количеству пассажиров в одном поезде - не более 300 человек, и составность поезда - до 9 вагонов. Это негативно сказывается на транспортной доступности региона, особенно в периоды повышенного спроса на перевозку", - сказал Сапегин.
По его словам, решая проблему доступности области, КЖД совместно с РЖД делает ставку на увеличение частоты курсирования поездов. Так, в этом году поезда стали чаще ходить в Санкт-Петербург, Москву и Адлер. Маршрутная сеть расширяется и за счет включения в составы вагонов до Великого Новгорода, Петрозаводска, Мурманска и Минеральных Вод. Кроме того, отметил Сапегин, "принято очень важное решение - с 2025 года все поезда в Москву и Санкт-Петербург будут ежедневными".
"КЖД продолжает делать все от нас зависящее, чтобы туристический поток в регион имел положительную динамику и создавал условия для роста прибыльности компаний, работающих в туристическом сегменте экономики", - подытожил начальник дороги.
Как сообщалось, Литва ограничила количество пассажиров транзитных поездов - не более 300 человек на состав. При этом поездка в Калининград может состояться только при наличии у граждан России заграничного паспорта.
Во время следования по Литве дипломаты этой страны выдают пассажирам бесплатные проездные документы.
7 ноября 2024 года в Каракасе состоялось 18-е заседание Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня, организованное Минэкономразвития России. Мероприятие прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и исполнительного вице-президента, вице-президента по экономике, министра народной власти по нефти республики Делси Родригес. Российскую делегацию также принял Президент Венесуэлы Николас Мадуро.
За восемь месяцев текущего года российско-венесуэльский товарооборот вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Россия диверсифицировала номенклатуру экспорта в Венесуэлу за счет начала поставок высокотехнологичных товаров (станков и оборудования) и минеральной продукции. Также значительно выросла доля отгрузок в республику сельхозтоваров. По итогам III квартала 2024 года Венесуэла является третьим импортером российской пшеницы в регионе.
На полях заседания заключен Протокол о сотрудничестве в рамках системы тарифных преференций ЕАЭС. Он позволит упростить таможенные процедуры при ввозе в Россию венесуэльских товаров, подпадающих под преференциальный режим ЕАЭС (ввоз по сниженным на 25% таможенным пошлинам), что послужит драйвером для дальнейшего роста двусторонней торговли.
В ходе визита российской делегации дан старт финальному этапу работ перед запуском полномасштабного производства в Венесуэле инсулинов по российским технологиям. Достигнута договоренность о создании в республике сборочного производства автотехники на базе продукции КАМАЗ и центра по внедрению российской системы бронирования авиабилетов «Леонардо».
В целях дальнейшей активизации проектной деятельности подписан План развития ключевых направлений российско-венесуэльского сотрудничества до 2030 года, в который вошло 65 проектов в 20 различных сферах. Документ разработан Минэкономразвития России совместно с отраслевыми российскими ведомствами.
Всего заключено 16 двусторонних документов, в том числе в таких областях, как геология и недропользование, нефтегазовая сфера, наука, информационные технологии.
По итогам переговоров достигнута договоренность о разработке новой финансово-экономической модели двустороннего сотрудничества, которая призвана вывести торгово-экономические отношения на качественно новый уровень.
Кроме того, накануне заседания межправкомиссии в Каракасе состоялась первая после возобновления работы Делового совета Россия — Венесуэла встреча российских и венесуэльских бизнес-кругов. В ней приняли участие порядка 200 человек.
Президент России Владимир Путин продлил до конца 2027 года контрсанкции в виде ограничений на вывоз и ввоз в РФ определенной продукции. Информация об этом опубликована 17 сентября на официальном интернет-портале правовой информации.
«Внести в указ президента РФ от 8 марта 2022 года № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности РФ специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» <...> изменение, заменив в абзаце первом пункта 1 слова «до 31 декабря 2025 года» словами «до 31 декабря 2027 года», — говорится в документе.
Отмечается, что указ вступает в силу со дня его опубликования, 17 сентября.
Правительство России выделит на поддержку центра экспорта Мурманской области 3,121 миллиона рублей.
Это следует из распоряжения правительства №2537-р от 16 сентября 2025 года.
«Средства будут выделены из резервного фонда Правительства. Благодаря такой финансовой поддержке до конца 2025 года предполагается заключить экспортные контракты с участием 1,1 тыс. малых и средних предприятий», сообщает пресс-служба правительства.
ПРАЙМ. Швейцария, несмотря на санкции, в первом полугодии вдвое увеличила импорт российского золота в годовом выражении, следует из анализа РИА Новости данных платформы ООН Comtrade.
Швейцария в августе 2022 года присоединилась к европейскому эмбарго на поставки золота из России. Однако, как разъясняли позже швейцарские власти, металл, вывезенный из страны до введения эмбарго, не подпадает под санкции. Это позволило швейцарским компаниям продолжить импортировать драгоценный металл через другие страны.
Так, в первом полугодии страна приобрела 10,2 тонны российского золота на 934,7 миллиона долларов. По сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года в физическом выражении импорт вырос наполовину, а в денежном - вдвое.
Всего же Швейцария за 6 месяцев приобрела на мировых рынках золота на 95,1 миллиарда долларов, что в 1,8 раза больше уровня аналогичного периода годом ранее.
Крупнейшим поставщиком стали США, которые в первом полугодии поставили Швейцарии золота на 19,2 миллиарда долларов. На втором месте находились ОАЭ, чьи продажи составили 17,6 миллиарда долларов. Тройку лидеров замкнула Канада с экспортом на 4,5 миллиарда. В пятерку также вошли Австралия (4,4 миллиарда) и Узбекистан (4,3 миллиарда долларов).
За восемь месяцев 2025 года из Китая в Россию было ввезено 38 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказал 16 сентября директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Импорт подержанных авто из Китая начал активно развиваться лишь во второй половине 2024 года. Хотя первые автомобили поступили в Россию еще в конце 2022-го. В июле и августе 2025-го объем ввоза китайского «секонд-хенда» (автомобилей с пробегом. — Ред.) приблизился к месячной отметке в 8 тыс. единиц», — написал Целиков в своем Telegram-канале.
На марку Toyota приходится 20% импорта подержанных авто из Китая, где они и выпускаются. Лидером является модель Toyota RAV4, также пользуются спросом Corolla, Harrier, Highlander, Prado, C-HR.
На втором месте по популярности идет Honda (доля 12,6%) с моделями Breeze, CR-V, Vezel, Civic, XR-V. Следом расположился Volkswagen (11,5%) с Golf, Tayron, Tiguan, Traru, Terramont и T-Roc. Также в десятку наиболее популярных брендов автомобилей с пробегом из КНР входят BMW, Geely, Audi, Hyundai, Changan, Nissan и Kia, перечислил Целиков.
РИА Новости. Россия в августе увеличила экспорт угля в Южную Корею до исторического максимума в 3,8 миллиона тонн, став главным поставщиком этого топлива в страну впервые за два года, подсчитало РИА Новости по данным южнокорейской статслужбы.
Так, Южная Корея в конце лета ввезла 3,8 миллиона тонн угля из России, что почти на четверть больше показателя за июль и в 1,6 раза больше уровня годом ранее. Это стало максимальным объемом закупок за все время двусторонней торговли, превысив предыдущий максимум декабря 2022 года (3,1 миллиона тонн).
При этом стоимость южнокорейского импорта увеличилась на 14% за август и на столько же - в годовом выражении, достигнув 335,1 миллиона долларов. Максимальная стоимость импорта была в июле 2023 года на уровне 424 миллиона долларов за три миллиона тонн.
В результате Россия впервые с июля 2023 года стала главным поставщиком этого углеводорода в Южную Корею, обогнав Индонезию всего на 27 тысяч тонн. Та нарастила импорт в 1,5 раза, до 3,7 миллиона тонн. В то же время Австралия сократила поставки сразу на треть - до 2,45 миллиона тонн, став третьей среди поставщиков.
Всего за восемь месяцев текущего года Южная Корея приобрела у России 13,5 миллиона тонн угля на 1,4 миллиарда долларов против 12,9 миллиона тонн на 1,6 миллиарда за аналогичный период прошлого года.
Профицит внешней торговли России по итогам июля увеличился до 13,2 млрд долларов, следует из предварительной оценки Центробанка РФ.
Так, в июле профицит баланса внешней торговли РФ товарами составил 13,2 млрд долларов.
Если сравнивать с уточненным показателем июня 2025 года, то профицит внешней торговли во второй месяц лета вырос на 3,9 млрд долларов.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7